(обзор литературы)
Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и системы образования.
Сейчас в вуз поступают абитуриенты, которые считают, что Интернет был всегда. Мгновенный доступ к информации для них — данность.Перед российской высшей школой стоит задача совершенствования образовательных программ и подготовки специалистов нового поколения, способных обеспечить и поддержать научно-технологический прорыв. Именно поэтому концепция цифровой трансформации высшего образования и пути её практической реализации находятся в зоне пристального внимания ведущих университетов страны и МинистерстванаукиивысшегообразованияРоссийскойФедерации.
Обзор включает научную и учебно-методическую литературу по данной тематике за последние несколько лет и может быть полезен для лиц осуществляющих руководство учебным процессом, а также преподавателям и студентам, интересующимся новыми средствами и методами обучения.
Ахметова С.Г. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ/ С.Г. Ахметова, Л.В. Невская // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018.- № 2. – С.62.
Одной из основных целей Федеральной целевой программы развития образования на
2016–2020 годы является модернизация высшего профессионального образования. Цифровые технологии, мобильные устройства и социальные сети вызывают необходимость использования новых технологий, изменения подходов к обучению и изменения инфраструктуры университетов.
Задача внедрения технологий в образовательный процесс становится особенно актуальной в связи со значительным увеличением количества учебных часов на самостоятельную работу в ФГОС ВО нового поколения. Новые технологии способны обеспечить эффективную поддержку самостоятельной работы студентов.
В статье описан опыт использования технологий, которые, по мнению авторов, оказывают наибольшее влияние на организацию процессов обучения в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
Бекбаева Ж.С. Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики/ Ж.С. Бекбаева, И.В. Положенцева// Главный механик. – 2019. - № 8. – С. 62-67.
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования в условиях информатизации общества. Показана значимость формирования ИКТ будущих специалистов, определена роль процесса формирования аналитических умений и критического мышления студентов, предложена технология системно-критического анализа учебных текстов.
Белов А.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПО ПУСКОНАЛАДКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УСТАНОВОК / А.В. Белов, Д.А. Отавин, П.Ю. Сокольчик // В Е С Т Н И К П Н И П У Химическая технология и биотехнология. – 2018. - № 4. – С. 126
Статья посвящена разработке методического лабораторного стенда, позволяющего при подготовке персонала предприятий, связанного с разработкой и эксплуатацией систем управления рассматривать перечисленные задачи в комплексе. Разработанный учебно-методический лабораторный стенд имитирует технологический агрегат с электродвигателем, управляемый малоканальным процессорным контролером с помощью местного (локального) управления, местной панели оператора и со станции оператора. Такие установки периодического действия с местным управлением особенно характерны для периодических малотоннажных производств цементных и других строительных смесей, лакокрасочных и фармацевтических производств и т.п.
Использование облачных технологий при создании регионального центра коллективного доступа к образовательным продуктам : монография / И. П. Болодурина, А. Л. Коннов, П. Н. Полежаев [и др.]. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2018. — 159 c. — ISBN 978-5-7410-1904-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78776.html (дата обращения: 04.10.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
В монографии представлены результаты научных исследований и обоснованные разработки, обеспечивающие решение важной задачи развития региональной информационной образовательной среды. Выводы и рекомендации основываются на реальных результатах и могут быть внедрены в процессе реализации образовательной программы высшего образования по направлениям подготовки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии, 01.04.02 Прикладная математика и информатика и др.
Карабанова С.В. Цифровизация образования в глобальном контексте (Обзор международных конференций) /С.В. Карабанова //Высшее образование в России. – 2019. - № 1. – С. 94.
Кочкорбаева Э.Ш. Влияние цифровой образовательной среды на педагогический процесс в профессиональном образовании/ Э.Ш. Кочкобаева, И.В. Положенцева // Главный механик. – 2019. - № 8. – С. 68-73.
В статье рассмотрены особенности системы образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность понятия цифровизация, инфрмационно-коммуникативных технологий, а также результат их использования в педагогическом процессе. Выделены основные направления внедрения информационных технологий в систему образования, рассмотрены педагогические цели использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Майстренко, А. В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 220100, 230400, 240700, 260100, всех форм обучения / А. В. Майстренко, Н. В. Майстренко. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2014. — 97 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64098.html (дата обращения: 04.10.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Отражены основные аспекты использования современных компьютерных технологий в науке и образовании, в том числе технологий дистанционного обучения, изложены особенности всех основных информационных технологий, включая интеллектуальные и сетевые технологии, рассмотрены технологии разработки программного обеспечения и раскрыты вопросы безопасности программного обеспечения информационных систем и технологий. Дан обзор применения информационных технологий в САПР при моделировании и проектировании технических объектов. Предназначено для студентов, всех форм обучения, изучающих дисциплину «Компьютерные технологии в науке и образовании», но может быть также полезно и для студентов, бакалавров и магистров других специальностей и направлений, аспирантов и преподавателей, осваивающих современные компьютерные технологии.
Мальцев Д. В.Электронные учебные пособия для прикладного бакалавриата / Д. В. Мальцев, Е. М. Генсон, Д. С. Репецкий // Высшее образование в России. - 2019. - № 4. - С. 134-141.
Разработка электронных учебных пособий (ЭУП) по дисциплинам бакалавриата позволяет уменьшить затраты на закупку и печать библиотечных фондов, размещение их в Интернете обеспечит доступность и удобство использования. В статье проанализирован опыт разработки электронных учебных пособий по дисциплинам основных профессиональных образовательных программ бакалавриата в различных вузах. Основными отличиями ЭУП от бумажных учебно-методических пособий являются: мультимедийность, интерактивность, динамичность содержания. Кроме того, в зависимости от формата ЭУП возможно удалённое взаимодействие между преподавателем и студентами на форумах или видеоконференциях. ЭУП, в отличие от других видов учебно-методического обеспечения, позволяет удалённо контролировать полноту и своевременность изучения отдельных тем дисциплины. Внедрение ЭУП позволяет осуществлять как внутренний, так и внешний контроль. Существуют такие критерии оценки качества ЭУП, как удельный вес в обеспечении общего объёма дисциплины, удельный вес в обеспечении самостоятельной работы студентов, качество оформления, степень и эффективность мультимедиа, степень адаптивности, уровень удалённого доступа. В статье приведены рекомендации по разработке электронных учебных пособий с учётом специфики обучения по программам прикладного бакалавриата. Результатом проведённого анализа стала разработка требований к ЭУП по дисциплине «Конструкция и расчёт энергетических установок». В ходе обобщения опыта удалось составить общие требования к структуре и содержанию ЭУП.
Мясков А.В. Будущее горных инженеров: работа в условиях междисциплинарности и цифровизации/А.В. Мясков. – 2018. - № 2. – С.13-17.
Отражено мнение автора обудущемгорныхинженеровв свете надвигающихся технологических и организационных преобразований вгорном производстве.
Основы разработки электронных учебных изданий : учебно-методическое пособие/ Алексеев Г. В., Бриденко И. И., Верболоз Е. И., Дмитриченко М. И. – 3-е изд. стер. – СПб: Лань, 2019. – 144с. – ISBN 978-5-8114-3960-7 – Текст: электронный// ЭБС «Лань»: [ сайт] URL: e.Lanbook/ - com / book/13630 (дата обращения 05.10.2019) – Режим доступа: для авторизированных пользователей
Рекомендовано УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебно-методического пособия для преподавателей̆ вузов, осуществляющих разработку электронных учебных изданий.
Полупан К.Л. Интерактивная интеллектуальная среда – цифровая технология непрерывного образования/К.Л. Полупан// Высшее образование в России. – 2018. – № 11. – С.90 -95.
Представлен опыт разработки технологии, обеспечивающей эффективное цифровое управление качеством непрерывного образования, развитие интеллектуальныхспособностей и профессиональных компетенций обучающихся.
Руслякова Е.Е. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе/Е.Е. Руслякова , О.В. Пустовойтова, Киселева Ю.П. // Высшее образование в России. – 2019. - № 6. – С.158-167.
В данной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты проблемы использования робототехники в системе высшего образования. Описывается современная тенденция включения в образовательный процесс робототехники как одного из эффективных инструментов формирования у студентов профессиональных компетенций, а также психологической готовности к освоению образовательных программ любого уровня в контексте современного постиндустриального мира. Представлено психолого-педагогическое исследование, в котором изучалась организация проектной работы со студентами 4-5-х курсов с использованием робота-помощника. Практическое исследование было посвящено восприятию антропоморфных роботов у студентов при непосредственном контакте со статичным роботом. Проанализированы возможности использования робототехники в вузах при подготовке студентов не только технических, но и гуманитарных направлений. На основе анализа полученных данных можно заключить, что робототехника является помощником для педагога и мотиватором для студентов. Взаимодействие с антропоморфным роботом повышает общий эмоциональный фон студентов, активирует их познавательные процессы.