Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (БФ ПНИПУ) — единственный технический вуз на севере Пермского края, в Верхнекамье. Он образовался в молодом промышленном городе Березники, с населением чуть выше 100 тысяч человек, во времена Хрущевской оттепели, в 1958-м, как Учебно-консультационныйпункт (УКП) Уральского политехнического института.

В 1963 году УКП реорганизован в общетехнический факультет Пермского политехнического института, а в 1983-м — в филиал Пермского политеха. Новый этап истории принесли 1990-е годы, когда усилилась довузовская подготовка (при филиале образовался лицей) и открылось дневное отделение.К 2000 году появилась новая специальность — «Информатика и вычислительная техника». Наконец, в 2011-м,благодаря тому, что головной вуз приобрел статус национального исследовательского, филиал также сменил аббревиатуру. За это время вуз подготовил более 10 тысяч инженеров, в первую очередь, конечно, для предприятий города и региона. Сейчас здесь обучается около 2000 студентов по 11 специальностям. В филиале 2 корпуса общей площадью около 7500 квадратных метров, более 30 лабораторий, 28 лекционных аудиторий, спорткомплекс… В начале нового учебного года мы побеседовали с директором БФ ПНИПУ к. т. н. Олегом Косвинцевым.
Олег Константинович, за последнее время многие филиалы российских вузов не справились с показателями эффективности и были рекомендованы к закрытию. В чем секрет успеха БФ ПНИПУ?
— Учебному заведению более полувека, и создавалось оно исходя из потребности промышленности Верхнекамья, которое сложилось, в первую очередь, благодаря уникальным природным богатствам региона — месторождениям калийно-магниевых солей. В то время невозможно было представить развитие гигантов химической промышленности на Урале без соответствующей подготовки кадров, без такого «второго фронта» в области образования. Нужно было учить специалистов. Филиал зарождался как учебное заведение, ориентированное на работающую молодежь, и до 1995 года здесь существовала только одна форма обучения — очно-заочная. В нашем вузе была и остается потребность среди предприятий. В этом главный «секрет».
— Березники — «республика химии» на Каме, в городе по-прежнему сконцентрированы сырьевые и промышленные предприятия — «Уралкалий», «ВСМПО-АВИСМА», «Азот»,«Сода», «Еврохим»… В новом веке Вы продолжаете готовить специалистов для этих гигантов?
— Не бывает в природе только белого и черного. С одной стороны, играют роль предпочтения людей, с другой сложившиеся потребности предприятий. Это не значит, что наш выпускник трудится только на предприятии Верхнекамья. Ребята работают на территории от Белоруссии до Сибири… везде, где есть химические технологии и предприятия,реализующие эти технологии! Речь идет не только о неорганическом синтезе. Это и предприятия органического синтеза, и нефтедобыча, и нефтепереработка… Человек волен выбирать ту сферу, которая ему по душе. При этом, конечно, перечень специальностей и направлений, по которым мы ведем подготовку, востребован в первую очередь предприятиями Верхнекамья, и наши выпускники имеют большие возможности здесь устроиться. Более того, впору говорить об укореняемости: большая доля сотрудников работает здесь не годами, а десятилетиями!
— Какие направления подготовки для вуза являются приоритетными?
— Сейчас мы готовим бакалавров, специалистов, магистров по восьми направлениям. Три из них существуют со времени основания вуза, в некоторых случаях позволю себе исторические названия — «Автоматизация технологических процессов и производств», «Машины и аппараты химических производств», «Химическая технология неорганических веществ», остальные появились позже — «Горное дело», «Строительство», «Информатика и вычислительная техника», «Техносферная безопасность», «Электроэнергетика и электротехника». Все направление, так или иначе, ориентированы на обеспечение промышленных предприятий и организаций региона. — Появляется ли потребность в открытии новых специальностей? — Сейчас мы чаще экспериментируем с развитием форм, или, если можно так выразиться, разновидностями обучения, чтобы дать возможность получить высшее образование людям разных возрастных категорий — и вчерашним школьникам, и выпускникам средних профессиональных учебных заведений, и тем, кто давно работает на производстве. Например, в этом году мы впервые провели набор на направление «Автоматизации технологических процессов и производств» по очной форме обучения, ранее данное направление реализовалось только по очно-заочной форме.
— Каковы тенденции приемной кампании‑2016? Вы довольны нынешним набором? — Невозможно быть довольным во всем, всегда чего-то не хватает. Помню, когда мы проводили прием абитуриентов в начале 2000-х, информационные технологии еще не были развиты так, как сейчас, поэтому результаты экзаменов распечатывались на листах. Чтобы повесить их на доску объявлений, приходилось с трудом пробираться сквозь толпу абитуриентов, которые с нетерпением ждали результатов вступительных испытаний. Сейчас такого, конечно, давно нет, работа приемной комиссии автоматизирована. Со всеми плановыми показателями и задачами, которые мы перед собой ставили, справились. По количеству поданных заявлений в этом году лидирует направление «Информатика и вычислительная техника» (очная форма обучения).
Успех нынешней приемной кампании во многом определен большой профориентационной работой, которую мы проводили в течение года среди школьников не только нашего города, но и Соликамска, и окрестностей. Например, в этом году мы совместно с предприятиями города и центром славянской культуры устроили новый формат проведения дня открытых деверей — костюмированное представление, в ходе него постарались показать нашим будущим абитуриентам перспективу, которую они могут получить на предприятиях. Представители каждой компании организовали в наших аудиториях свои площадки. С одной стороны, давали ребятам развернутую информацию о том, чем живет предприятие, как оно работает, какую продукцию выпускает, и какие специалисты наиболее востребованы. С другой — исторический фон, на котором проходило мероприятие. Получилось знакомство с историей нашего региона на фоне развития промышленных предприятий в форме квеста. Ведь университет — это в том числе и культурный центр. Мы бережно храним историю Пермского края и с удовольствием поддерживаем проекты, связанные с его культурой, историей, традициями. Сотрудничаем и с городским краеведческим музеем, и со Строгановскими палатами в Усолье…
Кроме того, нами предпринимается много усилий при работе со школьниками. Мы проводим для ребят практикумы, на которых они узнают, что такое промышленное производство, и даже пробуют в нем свои силы. Это серия занятий в области горного дела, химической технологии, механики, информатики… Таким образом, потенциальный абитуриент начинает получать общее представление о будущей специальности и может выбрать ее более осознанно.
— Не утратили ли нынешние абитуриенты мотивацию в получении высшего образования?
— Я не вижу большой разницы между абитуриентами, которые были у нас десять лет назад, и нынешними. Мотивация во многом будет зависеть от того, насколько учителя сумеют вложить в детей не только теоретические, но и практические знания. К сожалению, в преподавании школьных дисциплин пока остается много пробелов. Например, химия и физика зачастую ведется только по учебникам. Хорошо, если где-то есть компьютерные тренажеры и современное лабораторное оборудование, но этого недостаточно. Надо прививать ребенку навыки проводить эксперимент своими руками.
— Какие существуют программы сотрудничества вуза с предприятиями?
— Самый крупный договор о сотрудничестве в области подготовки кадров — с ПАО «Уралкалий», он стартовал более 10 лет назад. Благодаря ему в филиале появились средства для организации студенческих стипендиальных программ, программ, направленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, улучшилась материально-техническая база вуза. Затем появились договоры с АО МХК «Еврохим» и АО «OXK «Уралхим». С остальными предприятиями города мы, так или иначе, тоже сотрудничаем. Все понимают общие задачи и интересы. Мы всегда открыты к диалогу о сотрудничестве.
— Какую стипендию может заработать студент БФ ПНИПУ?
— Помимо академической стипендии, у нас существует около двух десятков стипендиальных программ, в том числе с нашими социальными партнерами, и все ребята, безусловно, имеют возможность в них участвовать. Например, стипендия ПАО «Уралкалий» — 3000 руб., АО «OXK «Уралхим» — 3500 руб, АО МХК «Еврохима» — от 2 до 10 тысяч руб., но только для студентов старших курсов при условии успешной учебы. Вообще, у каждого предприятия своя тактика в стипендиальной области. В среднем можно получать около 15 тысяч руб. в месяц. Ну а самые-самые успешные, те, кто везде успевают, получают до 22–25 тысяч руб. в месяц. Есть мотивация, которая поддерживается финансовым обеспечением, поэтому ребята стараются, занимаются.
— А какие возможности есть у студентов во внеучебной жизни?
— В филиале есть студенческий совет, который устраивает свои мероприятия — вечера, конкурсы, «Студенческую весну»… Мы, в свою очередь, регулярно проводим встречи с активистами студсовета, обсуждаем планы и насущные проблемы студентов. Осенью всех объединяет турслет. Целевой туристической секции мы не создавали, т. к. в городе и так много турклубов, в которых наши студенты и преподаватели давно участвуют. Также у нас есть свой спорткомплекс с большим набором секций, среди них эксклюзивная «фишка» для города — секция кроссфита. Все ребята проявляют активность в меру своих возможностей.
— В 2018 году филиал будет отмечать 60-летие. Как рос и менялся за эти годы преподавательский состав?
— За время существования нашего учебного заведения сменилось несколько поколений преподавателей. В коридоре главного корпуса мы сделали галерею из портретов наших сотрудников, как ветеранов, проработавших в филиале не один десяток лет, так и нынешних преподавателей.
Кадровый состав формировался постоянно. В числе первых преподавателей была большая доля пермяков, которые приезжали в Березники в командировки. Затем сформировался преподавательский костяк, главным образом, из школьных учителей. Тогда, с самого рождения нашего учебного заведения, возглавляла факультет Р. А. Козлова, ставшая потом почетным жителем города Березники. В конце 1970-х в филиале появились специалисты с предприятий. В 1983–84 годах — еще одна волна специалистов из городских лабораторий, НИИ, то есть люди науки. Среди них — почетный гражданин Березников, профессор Б. А. Оверин, который 21 год работал директором филиала, А. Ш. Зайнуллина. Преподаватели с 1960-х годов — В. Д. Колбасина, А. Д. Карпова… Многие из них находятся на заслуженном отдыхе.
Сейчас работают преподаватели как молодые, так и имеющие большой стаж. Средний возраст — относительно невысокий для вузовской практики — 46–47 лет. В головном вузе эта цифра несколько выше. Благодаря большой доле защит кандидатских диссертаций среди молодых сотрудников за последние 10 лет, в филиале стали формироваться научные направления, к которым привлекаются студенты. За год научно-исследовательские работы принесли бюджету вуза свыше 5 млн рублей.
— Какие задачи стоят перед филиалом в наступившем учебном году?
— Как всегда — краткосрочные и долгосрочные. Из ближайших задач — пройти аккредитацию в 2017 году. Процедура хоть и формализованная, но всегда отнимает много времени и сил. Зато это определенная веха и стимул к тому, чтобы сделать филиал еще более мощным центром по подготовке специалистов. Из ключевых долгосрочных задач — выступить в форме полноценного научного центра, решающего задачи для предприятий нашего региона. Симбиоз науки и образования — очень эффективный метод, позволяющий в частности учить студентов на практических вопросах. Помоему, самое страшное в вузе — чтение лекций по книжке. Надо, чтобы каждый преподаватель, давая свою дисциплину, понимал, как она реализуется на практике. А это возможно только в случае, если ты напрямую работаешь с предприятиями.
— Может, для чтения лекций привлекать специалистов с производства?
— У нас такие преподаватели есть, и это является обязательным условием реализации образовательной программы. Особенно много специалистов с производства привлекалось в 1990-е годы, и такая практика достаточно успешно зарекомендовала себя, поскольку практический опыт и навыки успешно дополняют теоретические знания. Лектор, желательно, должен быть не только специалистом из академической среды, но преподавателем практикующим.
— Будущее Урала — за техническим направлением?
— А может не стоит быть такими категоричными? Развитие любого региона — это всегда комплекс. То, что Верхнекамью без развития технических направлений не обойтись, — да. Но работа любого производства и жизнь людей неразрывно связана и с другими направлениями и услугами. Невозможно, чтобы в чем-то появилась пустота… Пока же, конечно, для молодежи наиболее перспективны будут инженерные специальности и направления, т. к. все наши промышленные предприятия успешно развиваются. Здесь вот и важна наша профоринтационная работа со школьниками. Ребята должны ясно понимать, что они живут в регионе богатых природных ресурсов, концентрации капитала и вакантных рабочих мест, а не только слепо гнаться за туманными перспективами больших городов. У Верхнекамья большое будущее, и выпускникам школ стоит этим воспользоваться!


Беседовала Юлия СТОЛБОВА

Вузовский вестник 18(258) 16-30 сентября 2016г.

Старая версия сайта

Старая версия сайта доступна по адресу: http://old.bf.pstu.ru/

Информация для пользователя

Если у Вас некорректно отображаются элементы сайта проверьте и обновите до последней версии Ваш браузер.

Рекомендуемые браузеры:

  • Google Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera

Если не работает поиск на главной странице сайта, воспользуйтесь им с любой другой страницы.

Версия для слабовидящих

A- A A+