
11 февраля 2004 года ректор Пермского государственного технического университета подписал приказ № 10-0 о создании в Березниковском филиале новой кафедры, которая получила название кафедры химической технологии и экологии. Необходимость этого решения была продиктована целым рядом причин, одна из которых – организация очной формы обучения по специальности «Химическая технология неорганических веществ». Одновременно с этим развивалась подготовка бакалавров по направлению «Защита окружающей среды». Кстати, специальность «Химическая технология неорганических веществ» является одной из старейших в филиале – первый выпуск инженеров химиков-технологов состоялся в 1964 году. Защиты дипломных проектов в то время проходили в головном вузе. Собственную Государственную экзаменационную комиссию по специальности ХТНВ Березниковский филиал получил в 1968 году. В разные годы председателями ГЭК являлись И.И. Мокроусов, А.И. Рогожкин, А.И. Мотин, В.Я. Павлов, В.В. Луценко. Более десяти лет председателем ГЭК по специальности ХТНВ был выпускник филиала Е.В. Коноплев. Сегодня председателем ГЭК является Алиферова С.Н. – канд. техн. наук, заместитель технического директора по процессам обогащения ПАО «Уралкалий». В работе ГЭК активно участвуют выпускники кафедры – ведущие специалисты и руководители структурных подразделений химических предприятий г. Березники.
В 2018 году филиал отметил свое 60-летие. Всего за это время было подготовлено 2626 специалистов и бакалавров химиков-технологов. Среди них были и юбилейные выпускники: 2005 г. – 8000-й выпускник филиала Ольга Тылибцева; 2009 г. – 10000-й выпускник Сергей Меньшиков; 2016 г. – 11000-й выпускник Софья Бородулина.
В настоящее время кафедра ведет подготовку по двум направлениям: 18.03.01 Химическая технология (профиль Химическая технология неорганических веществ) и 20.03.01 Техносферная безопасность (профиль Безопасность технологических процессов и производств). Также кафедра принимает участие в реализации основных образовательных программ по другим направлениям подготовки в филиале.
И всё же основу кафедры составляют люди. Сегодня учебный процесс ведут высококвалифицированные преподаватели – один доктор наук (Лановецкий С.В.), 6 кандидатов наук (Кирин Ю.П., Куликов М.А., Косвинцев О.К., Тихонов В.А., Рахимова О.В., Нечаев Н.П.) и два старших преподавателя (Середкина О.Р., Нисина О.Е.). В учебном процессе в качестве преподавателей участвуют и ведущие специалисты промышленных предприятий города, создавая неразрывную связь кафедры и производства. Качественное ведение лабораторного практикума обеспечивают зав. лабораториями Зелогонова Л.В. и учебный мастер Морозова О.В. За документарную работу кафедры отвечает инженер Злодеева А.А.. Долгие годы проработали на кафедре А.Ш. Зайнуллина, Ю.П. Кудрявский, В.Д. Колбасина. Особое внимание следует уделить С.Г. Козлову, проработавшему в Березниковском филиале более 40 лет. Именно он стоял у истоков создания кафедры и возглавлял ее 10 лет. Затем на этом посту его сменил Куликов М.А.. За 15 лет существования кафедры защитили диссертации Лановецкий С.В. (2006 год кандидатская и 2016 год докторская), Рахимова О.В. (2012 г. кандидатская), Тихонов В.А. (2016 г. кандидатская).
Занятие ведет старший преподаватель Середкина О.Р. | Зав. лабораториями Зелогонова Л.В. готовится к началу лабораторного практикума | Обучение работе на новом оборудовании проходит доцент Косвинцев О.К. |
Помимо учебного процесса, преподаватели кафедры ведут и научную работу, тематика которой определяется особенностями сырьевой базы и технологических процессов предприятий Верхнекамья. Высокое качество результатов НИР обеспечивается современным лабораторным оборудованием и аналитическими приборами, приобретенными при поддержке ПАО «Уралкалий» и ООО «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат». Результаты исследований публикуются в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах, докладываются на конференциях различного уровня, а также защищаются патентами РФ. Высокий профессионализм преподавателей отмечен наградами на различных конкурсах. К научной работе активно привлекаются и студенты. Научные проекты студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры, стали победителями конкурсов «УМНИК» (Вязовикова И.В., 2012 г.), «Большая разведка» (Замятин А.И., 2013 г.). Устные доклады студентов ежегодно отмечаются дипломами на Всероссийской научной конференции «Молодежная наука в развитии регионов», конкурсе на лучший научный доклад студентов в ПНИПУ. В 2009 году выпускная работа студентки Москаленко О.Г. заняла 1 место во Всероссийском конкурсе ВКР по специальности Химическая технология неорганических веществ.
Преподаватели и сотрудники кафедры участвуют в организации и проведении Всероссийской научной конференции «Молодежная наука в развитии регионов», различных экологических мероприятий среди школьников города, ведут профориентационную работу.
Кафедра гордится и своими выпускниками. Их востребованность за время существования кафедры остается стабильно высокой. Большая часть технологического персонала химических предприятий Березников и Соликамска – выпускники Березниковского филиала и кафедры ХТ и Э. Некоторые из них добились значительных успехов, сейчас занимают руководящие должности и входят в состав ГЭК: Бухаринов А.Ф., главный технолог – начальник технического отдела АО «Березниковский содовый завод», Коноплев С.Е., начальник цеха нитрит-нитратных солей Филиала «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в г. Березники, Мокрушин А.И., начальник обогатительной фабрики ООО «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат». Востребованы и выпускники-экологи, они трудятся не только в Пермском крае, но и крупных российских кампаниях: Латышева О.В. – главный специалист отдела по охране окружающей среды и природопользованию администрации г. Березники, Подгорных Е.В. – главный специалист отдела Главного эколога ОАО «Трубная Металлургическая Компания (г. Москва).
А теперь о перспективах – несомненно, у кафедры перспективы есть. И связаны они с профилем предприятий Верхнекамья. Это и развитие материально-технической базы, увеличение объема хоздоговорных работ, повышение публикационной активности, реализация новых форм ведения учебного процесса и целый ряд других направлений деятельности.