Виктор Николаевич Десятов много лет отдал работе на калийном производстве, а сегодня передаёт свой опыт студентам.
Для многих березниковцев «Уралкалий» стал не просто местом работы, а настоящим рабочим «университетом». Горняки и обогатители, получившие трудовую закалку на рудоуправлениях Березников и Соликамска, нередко шагают на более высокие ступеньки – порой далеко за пределами компании.
Так получилось и в биографии Виктора Николаевича Десятова , которого его бывшие коллеги по «Уралкалию» вспоминают с большим уважением. Много лет он отработал на калийном производстве, а сегодня передаёт опыт студентам вечернего отделения березниковского филиала ПНИПУ, которые получают специальность «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Виктор Николаевич обучает их премудростям взрывного дела, имеет должность доцента, но самой высокой своей наградой считает знак «Шахтёрская слава» III степени. Им отмечен труд Десятова на Первом рудоуправлении.
Лицо с обложки
Улыбчивый, подвижный, Виктор Николаевич то и дело иллюстрирует жестами какую-нибудь историю из своей наполненной событиями жизни. Несмотря на учёную должность и солидный багаж прожитых лет, он напоминает мне непоседу-первоклассника, который никак не может спокойно высидеть за партой хотя бы несколько минут – так много в нём неуёмной кипучей энергии.
Я уверена, что ученики Виктора Николаевича, бывшие и нынешние, наверняка любят и очень уважают своего преподавателя. Детальное знание предмета, огромный практический опыт работы на земле и под землёй, несомненный талант рассказчика и очень тёплое, душевное отношение к людям – таков лишь самый поверхностный портрет моего собеседника. По мере нашего разговора один за другим к центральным линиям наброска добавляются штрихи – большие и маленькие, яркие и едва различимые. И постепенно он превращается в картину – объёмную, трёхмерную, как сказали бы студенты Виктора Николаевича. Однажды они каким-то непостижимым образом сумели узнать своего преподавателя на чёрно-белой фотографии, опубликованной много лет назад в одном из номеров журнала «Горная промышленность».
– По-моему, для обложки нас фотографировали, а может, и нет – уже не вспомню, – весело кивает Десятов на стоящий в рамочке снимок. – Мне его ребята наши принесли. Говорят, увидели меня на фото и решили подарить на память.
Замечу, что признать в молодом худощавом шахтёре солидного человека, автора учебных пособий и целого курса лекций – не так просто. Для этого нужны как минимум две вещи – интерес и внимание. Интерес к изучаемому предмету и внимание к своему преподавателю, который для тебя не просто лектор, а учитель с большой буквы. Невольно отвлёкшись на размышления «о высоких материях», я пропускаю начало новой интересной истории – как Десятов вообще оказался на этой фотографии.
– Здесь я как будто управляю буровой кареткой, – поясняет Виктор Николаевич. – А на самом деле не бурение это было, а чистой воды имитация. Я ведь с таким оборудованием не работал, меня фотограф просто в качестве «модели» использовал – спецовка у меня оказалась самой опрятной из всех, кто с ним тогда в шахту спустился.
Спасибо сестре
Родина Виктора Николаевича – посёлок Орёл. Родившийся после войны, в 1947 г., он был четвёртым в многодетной деревенской семье. После него появились на свет ещё трое детей, восьмым ребёнком Десятовы-старшие взяли к себе племянника.
– Он был для нас как брат, жили дружно, так что я вырос в большом коллективе, – шутит Виктор Николаевич. – Работу по хозяйству делали все вместе, с удовольствием, поэтому к работе в команде я привык с детства, один уже не могу, мне коллектив нужен.
Ещё одно яркое воспоминание тех лет – школьные уроки. С большим уважением вспоминает своего тёзку – Виктора Тимофеевича Самосушева , директора орлинской школы:
– Мы его слушали, раскрыв рот, вот как он умел рассказывать! Когда сорок лет назад я сам начал вести первые уроки, не раз его педагогические приёмы использовал. Самый главный из них – никогда не шуметь, не ругаться. Если кто-то из учеников мешает вести занятие, нужно подойти к нему, не прерывая лекции, встать рядом и продолжать урок. Хочет-не хочет, а придётся ему успокоиться и слушать преподавателя.
В школу Виктор ходил в телогрейке и с отцовской сумкой-«планшеткой», которую тот привёз с войны. С 14 лет пошёл на работу, все летние месяцы трудился на лесосплаве, а заработав свои первые деньги, купил себе за 32 рубля замечательное осеннее пальто болотного цвета. Невиданная роскошь для деревенского паренька по тем временам! Такие вещи были тогда лишь у детей больших начальников. Обновку берёг пуще глаза, все школьные годы проносил. Следующее – очень красивое, с шалевым воротником, купил уже в Перми, будучи студентом. И ещё – модную каракулевую шапку «пирожком», почти как у генсека Брежнева .
Институт ему выбирать не пришлось – за него это сделала сестра. Она к тому времени уже училась в пермском вузе, а Виктор после школы устроился работать на Орлинский сплав. Но упрямая девушка с выбором брата не смирилась и, забрав его документы, отвезла в приёмную комиссию. Лишь получив по почте вызов из Пермского политеха, парень узнал – теперь он студент первого курса и будет изучать подземную разработку месторождений.
– Отказываться от учёбы у меня и в мыслях не было, с работы меня отпустили, так что осенью я собрал вещи – и в Пермь, о чём не пожалел ни разу. Учиться мне нравилось – легко было, интересно, – Виктор Николаевич задумчиво прикусывает дужку снятых очков и ненадолго умолкает. Его лицо светлеет, видно что-то очень хорошее вспомнилось доценту Десятову из его студенческой юности. И точно – речь заходит о жене Алевтине Александровне .
– Познакомились мы с ней будучи студентами, у меня на родине, в Орле, вскоре поженились. Как институт закончил – перебрались вместе с женой в Березники. Братья-сёстры мои разлетелись-разъехались по городам-странам, а я решил остаться при родителях, помогать им, заботиться, – поясняет Виктор Николаевич, а я мысленно добавляют ещё один важный штрих к его портрету – ответственность.
«Мне везло на людей…»
Наверное, именно это умение брать на себя ответственность и ещё – отличное, несмотря на молодой возраст, знание своего дела, сыграли решающую роль в его карьере. Месяца не прошло, как выпускник политеха Виктор Десятов устроился работать на Первый калийный (тогда Березниковский калийный комбинат, БКК-1), а его уже поставили заместителем начальника участка на новый участок к Марсу Султангарееву . Ещё через полгода – председателем совета молодых специалистов, по решению Анатолия Башаренко , главного инженера БКК-1. И параллельно – заместителем Тимофея Галаева , отвечавшего за технику безопасности на всём Первом рудоуправлении.
Просто повезло? Не думаю. Как потом выяснилось, вдумчивого и любознательного студента Десятова его будущие коллеги-горняки приметили ещё в институте, когда по своим делам приезжали в вуз, на кафедру электроники. Виктор Николаевич подрабатывал на кафедре лаборантом, а ещё сторожем в детском садике – сидеть на родительской шее было у Десятовых не в чести.
Работа на рудоуправлении дала молодому специалисту не только опыт и закалку. В «Уралкалии» нашёл Виктор Николаевич не просто коллег – друзей на всю жизнь.
– Мне всегда везло на людей, – тепло улыбается Виктор Николаевич. – В школе у меня было четверо закадычных друзей-товарищей, в институте – снова четверо, а в «Уралкалии» и того больше! Юрий Новиков , Сергей Ильченко … Мы друг друга всегда выручали, такого не было, чтобы кого-то один на один с трудностями оставили. На помощь своих товарищей я всегда мог рассчитывать, и сам никогда их не подводил. Конечно, были у меня друзья и не только на работе. Например, наш замечательный березниковский хирург Владимир Костенков . С ним, бывало, все выходные на Каме проводили – удили подлещиков. Но чаще всего, конечно, меня с людьми «Уралкалий» сводил. С такими легендами довелось работать – Лев Папулов, Иван Борченко, Виктор Фот, Николай Мухин … Очень я судьбе за это благодарен!
И как тут не вспомнить известного всему «Уралкалию» механика Ивана Рыжего – с ним тоже не раз пересекались пути инженера Десятова. Когда он, молодой специалист, впервые вышел на подземную вахту, Иван Яковлевич – автор многих изобретений и человек с золотыми руками уже гремел далеко за пределами рудника.
– Он ведь и вправду был рыжим – вот ведь как совпало! – смеётся Виктор Николаевич. – Специалист был каких поискать – талантище! В «Уралкалии» было много таких, как он, самоучек, которые стремились шахтёрский труд облегчить. Тот же Виктор Шабалин , горный механик, сколько его рацпредложений в производство внедрено – не сосчитать!
Конечно, не всё шло гладко в судьбе Десятова. Когда он решил заработать подземный стаж и стал проситься в шахту, руководство отпускать его не хотело. Потом всё же пошли на уступки, но назначили упрямца горным мастером – не самая высокая по его опыту должность. Однако Виктор Николаевич никогда за чинами не гнался, а потому на мастера согласился с радостью и работал на совесть. Через какое-то время его карьера вновь пошла вверх: замначальника горного участка, начальник участка буровзрывных работ. В то время это было одним из главных подразделений рудника, руководить которым было делом очень ответственным. К тому же все взрывники Первого рудника косвенно относились к начальнику участка БВР, инструктаж у него проходили, документацию свою с ним сверяли – по сто путёвок в день, бывало, на его столе набиралось. В общей сложности приходилось Десятову отвечать за работу примерно трёхсот человек – почти батальона! Всякое бывало – и ругался порой, и путёвки учил правильно заполнять, и взрывчатку распределял иногда не по указке сверху, а по своему разумению и опыту – как для рудника лучше и эффективнее.
Потом в послужном списке Виктора Николаевича появилась новая строчка – заместитель Владимира Бурёхина , начальника карналлитового участка, самого большого и опасного на всём шахтном поле. Руду здесь добывать сложно, в отличие от сильвинита карналлит – минерал мягкий, податливый, но коварный. Легко размывается водой и часто преподносит горнякам «сюрпризы» в виде выбросов подземного газа. Однако форс-мажоров на участке при нём не было, с гордостью замечает Виктор Николаевич.
– Потому что всегда и во всём соблюдали технику безопасности от А до Я, – поясняет опытный горняк. – В нашем деле без ТБ не обойтись никак, иначе не только свою жизнь под угрозу поставишь.
За безопасность в ответе
За то, что был принципиальным и ответственным, сам чтил законы и с других умел спрашивать, в 1993 г. предложили Виктору Десятову возглавить березниковскую инспекцию Госгортехнадзора (сейчас Ростехнадзор России). Почти десять лет, до его ухода на пенсию, без участия Виктора Николаевича не проходила ни одна защита плана развития горных работ – очень важного документа в горнодобывающей отрасли. Без него предприятие-недропользователь не имеет права вести разработку полезных ископаемых.
Ежегодно в скромно обставленном кабинете начальника березниковской инспекции на Пятилетки, 73 собирались руководители немалого ранга – главные специалисты ведущих предприятий города и сотрудники краевых инстанций. Первые составляют план развития горных работ, вторые (начальник инспекции в том числе) – проверяют его, согласовывают, утверждают. Для Десятова, досконального знавшего теорию и практику вопроса, развешенные на стенах сложные схемы и расчёты были понятнее букваря – ни одного недочёта не пропускал и с бывших коллег по «Уралкалию» спрашивал строго, никому скидок не делая. Когда груз ответственности стал ощутимо давить на плечи – возраст всё-таки, принял решение оставить свою хлопотную должность, свободно вздохнуть, наконец-то забыть о правилах-инструкциях и заслуженно отдыхать вместе с любимой женой в красивом уютном домике, который построил в Пешково. Природа, рыбалка, вкуснейшая наваристая уха, русская банька, гости – дети, внуки, друзья... Кажется, сбылось всё, к чему стремился... Да не тут-то было. Та кипучая энергия, что всегда била в нём ключом, и на пенсии лишала покоя, не давала спокойно проводить время на на берегу с удочкой.
В 2006 г., когда «Уралкалию» остро потребовались профессионалы-горняки самой высокой пробы, в березниковском филиале политехнического института вновь открыли кафедру «Технологии и комплексная механизация разработки месторождений полезных ископаемых». Виктору Николаевичу, имевшему за плечами не только опыт работы на производстве, но и солидный педагогический стаж, предложили взять на себя оснащение материально-технической базы лабораторий и заведовать их работой. Уже более 10 лет на созданной при его участии кафедре готовят кадры для калийной промышленности, используя для обучения специализированное программное обеспечение. Ещё под его руководством была создана электронная лаборатория, адаптированная к условиям рудников на территории Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. В оборудованном по последнему слову техники помещении студенты выполняют работы по дисциплинам «Безопасность и горноспасательное дело», «Геодезия и маркшейдерия», «Разработка калийных месторождений» и т. д.
А ещё здесь проходит защита выпускных квалификационных работ, выполненных молодыми горными инженерами. И всегда в экзаменационной комиссии присутствуют главные специалисты ПАО «Уралкалий» – в компании такого уровня должны работать только грамотные, знающие своё дело сотрудники.
Сын солдата
Свободное от преподавания время Виктор Николаевич по прежнему проводит на своём участке в Пешково, но планирует в скором времени переехать в Орёл – на родину. Строит там большой дом, в котором сможет собираться вся большая семья – двое сыновей и дочка, трое внуков. Нет-нет, да посидит вечерок-другой за компьютером, с которым подружился одним из первых в Березниках, в 1993 г. – сын помог разобраться с технической новинкой. Обучил отца азам компьютерной грамотности, а потом уже и сам Виктор Николаевич стал других учить. Даже Совет ветеранов «Уралкалия» помог «компьютеризировать». Ходил к руководству компании, объяснял, доказывал – и настоял-таки на своём, выделили ветеранам компьютеры. А Десятов взял над ними шефство и стал для Совета своего рода «технической поддержкой» – отвечал за программное обеспечение и его работу, учил коллег осваивать Word и Exel.
Детьми своими Виктор Николаевич гордится – это сразу заметно по его враз потеплевшему взгляду, как только речь заходит о младшем поколении. Ещё больше гордится своим отцом, даже создал страничку на сайте «Бессмертного полка», на которой написано: «Десятов Николай Алексеевич – мой папа, родился 08 августа 1908г., в Пермской губернии, Соликамского уезда, в посёлке Орёл. Когда началась война, отцу было 33 года. Он был призван по мобилизации Ворошиловским РВК, в августе 1941 г., в 336-ой отдельный артиллерийско-пулемётный батальон командиром расчёта. С июня 1942 г. по сентябрь 1944 г. воевал в составе 1046 стрелкового полка командиром расчёта на Карельском фронте, участвовал в освобождении Норвегии. Был ранен, имел награды. После войны работал в Орлинском рейде начальником отдела. Воспитал семерых наследников, ушёл из жизни в 1987 г., ему было 79 лет! По сей день в моём сердце хранится память о защите Родины отцом».
Ю. Тумановская
«Березниковский рабочий» - 2017. - 12 октября